Пока Грол Не Грянет / Статьи Foo Fighters / foo-fighters.ru
foo fighters
РАЗДЕЛЫ САЙТА
ПОСЛЕДНИЕ РЕЛИЗЫ
Альбом: Wasting Light
Сингл: Rope
Альбом: Greatest Hits

СПОНСОРЫ

СТАТЬИ FOO FIGHTERS

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ

Пока Грол Не Грянет

(Rolling Stone, сентбрь, 2005)


Пластинка "In Your Honor", выпущенная к 10-летнему юбилею группы Foo Fighters, оказалась для группы Дэйва Грола самой успешной за карьеру. Вместе с корреспондентом RS Дэйв вылетает на концерт в штат Нью-Мексико и рассказывает об унижениях со стороны Курта Кобейна, папе-республиканце и гигантской горе окурков в собственном подвале.

Полночь. Дэйв Грол на борту 12-местного самолета "Цессна" облокачивается на спинку кресла и делает большой глоток виски Crown Royal. Дым его сигареты клубится по маленькому салону. Из динамиков звучит сборник Police. Прошло четыре дня с момента выхода альбома Foo Fighters "In Your Honor". Дэйв в компании барабанщика Тейлора Хоукинса, басиста Нейта Мендела и гитариста Криса Шифлетта продолжает турне в поддержку нового диска. Музыканты смертельно устали - в ожидании очередного концерта в Росвелле (штат Нью-Мексико) им пришлось провести на сорокаградусной жаре почти весь день. Выступление Foo Fighters прошло на славу, и теперь Грол болтает без умолку. Оказывается, что он уже 15 лет не употребляет наркотики, считает Стюарта Коупленда из Police великим барабанщиком, получает грошовые авторские гонорары за участие в Nirvana и считает сон совершенно непродуктивным физиологическим процессом.

Когда Foo Fighters отправляются в очередной гастрольный тур, вместе с ними обычно едет куча родственников. Рядом с Гролом на борту самолета находятся его жена Джордин и мама Вирджиния, а с Хоукинсом едет невеста Элисон. "Мои родители вложили в мое воспитание массу энергии, - сообщает мне Дэйв, - поэтому я стараюсь их как-то отблагодарить и взять с собой в ту страну, где они еще не бывали, — Исландию, Японию. Пусть они лучше катаются с нами, чем в толпе зевак-туристов".

4 июля в День независимости Foo Fighters отметили десятую годовщину с момента выхода первой пластинки. Тот диск был записан менее чем за неделю, и почти все гитарные партии исполнял сам Грол (Грег Дадли играл только в "X-Static"). "Первый альбом мы записали по чистой случайности, ведь если бы я серьезнее относился к делу, то провел бы в студии куда больше тех пяти дней". Тем не менее, диск разошелся полумиллионным тиражом, а следующие альбомы - "The Colour And The Shape", "There Is Nothing Left To Lose" и "One By One" закрепили успех. "Я мечтал заниматься музыкой до самой смерти, но никогда не думал, что моя группа протянет 10 лет. Я понял, насколько прогрессировали Foo, только два года назад - на британском фестивале в Рединге. Тогда я чувствовал себя самым счастливым человеком на свете, ведь песне, которую я написал на оборотной стороне какой-то квитанции, подпевали 60 000 человек".

Дэйв был вторым ребенком в семье профессионального флейтиста Джеймса и певицы Вирджинии, которые познакомились в любительском театре. Грол появился на свет в 1969 году - через три года после рождения старшей сестры Лайзы. "Мой папа - уникальный человек, - улыбается Дэйв. - В пятидесятых он был настоящим битником и всячески пропагандировал джаз. Если бы вы заикнулись при нем о Керуаке или джазе, он тут же начал бы читать вам лекцию об Аллене Гинзбурге". Когда-то Джеймс Грол работал журналистом в Scripps Howard News Service и тщательно отслеживал процесс Уотергейт (громкий политический скандал в США в начале семидесятых, в результате которого президент Никсон ушел со своего поста). "От городка Спрингфилда, где я рос, можно было за 15 минут доехать до ближайшей птицефермы и примерно столько же потратить на дорогу до Белого дома, - вспоминает Дэйв. - Я целую неделю валялся на травке, дышал свежим воздухом, а на выходных гонял в город на концерт какой-нибудь хардкор-группы". Родители не могли себе позволить купить Гролу ударную установку, поэтому он сначала барабанил по подушкам, разучивая любимые песни - "Out Of Step" Minor Threat и "Rock For Light" Bad Brains.

Специфическая манеры игры Дэйва Грола сформировалась благодаря тому, что единственные палочки начинающего барабанщика были очень толстыми и годились разве что для исполнения армейских маршей. "Когда я садился за чью-нибудь ударную установку, то сразу что-то ломал". Для того чтобы купить первые барабаны, Грол все лето красил заборы. Сейчас от первого инструмента Дэйва мало что осталось - все уничтожил Курт Кобейн, имевший обыкновение прыгать на установку во время концертов. Когда Грол вспоминает Курта, в его голосе слышится грусть. Ему явно легче говорить о Foo Fighters, тем более что последний двойник "In Your Honor", наполовину составленный из акустических баллад, отлично продавался. "Я и представить себе не мог, что после первого диска Foo Fighters под этой маркой выйдет что-нибудь еще. А вот по прошествии десяти лет я думаю, что мы могли бы работать вместе до конца жизни".

Вы все время иронизируете, стараетесь пошутить... Откуда в вас это?
Пошел в отца, наверное. Он отличный рассказчик, а уж его письма были настоящими произведениями искусства. После того как папа бросил работу журналиста, он долгое время составлял речи для политиков-республиканцев. Не знаю, обучали ли его этому специально, или он так сам насобачился в шестидесятые.

Наверное, вы много спорили с отцом во время избирательной кампании 2004 года? Вы же, помнится, поддерживали кандидата от демократов - Джона Керри.
Честно говоря, мы с ним вообще никогда не говорили о политике. В то время как отец писал тексты для Национального комитета Республиканской партии США, я слушал хардкор в исполнении группы MDC. Поскольку все прошлое лето я провел на политических митингах с гитарой в руках, мне, конечно, было интересно узнать реакцию отца на этот счет. Я тогда объездил весь Средний Запад, играл в крошечных городках и очень странно себя чувствовал - в первых рядах сидели не фанаты Foo Fighters, а ветераны Второй мировой войны и учителя. Помню, я сыграл песню "My Него" для группы людей, каждому из которых было за 80. Они реагировали очень эмоционально - у меня на глаза наворачивались слезы, а когда я вернулся домой, то сразу написал несколько новых песен.

Известно, что вы - фанат Led Zeppelin и у вас даже есть татуировки с логотипом группы. Наверное, работа с басистом Led Zeppelin Джоном Полом Джонсом запомнилась вам надолго?
Я чуть не обосрался от счастья, честно! Мы раздобыли координаты Джона, и я сразу ему позвонил - хотел пригласить поучаствовать в записи одной из акустических песен с "In Your Honor". Когда я начал говорить, то сразу себя возненавидел: голос звучал заискивающе, как у дешевой шлюхи. Мы разговаривали примерно 45 минут, и когда я повесил трубку, то сказал себе: "Вот черт, он наверняка не согласится". Не тут-то было. Через пару недель Джон приехал к нам и захватил с собой мандолину. Я старался, как можно меньше спрашивать его о Led Zeppelin, а вот наш барабанщик Тейлор Хоукинс совсем не стеснялся. Джон записал с нами "Miracle", а затем вдруг начал играть "The Rain Song" - у нас с Тейлором и Крисом Шифлеттом даже слюнки потекли. Ну а когда он принялся за "Kashmir", то я уселся за барабанную установку и мы начали играть вместе. В конце песни я сделал пару сбивок в стиле Джона Бонэма, на что Джон сказал: "Отличная работа".

В 18 лет вы гастролировали с панками Scream. Интересный был опыт?

Дальше Чикаго я с ними никогда не ездил. Обычные двухнедельные гастроли, во время которых я получал семь баксов в сутки. Зато я научился играть живьем, спать в гастрольном автобусе и кадрить девиц. Вскоре я бросил школу, но совершенно по этому поводу не парился. Мне много не нужно - первую машину я купил, уже играя в составе Nirvana. С меня хватит пачки дешевых сигарет (Дэйв тут же затягивается Parliament) и мексиканского фаст-фуда где-нибудь поблизости.

Вы помните, когда впервые Курт разбил вашу установку?
Во время нашего первого турне по Англии. До того как я начал играть в Nirvana, я был на их концерте только однажды, и то не досидел до конца. Я пришел, послушал несколько песен, а потом болтал на улице с приятелем. На ударных тогда у них играл Дэнни Питерс из Mudhoney. Он потрясающий барабанщик, но, думаю, парням просто нужен был кто-то другой. Можно считать, что первый раз я по-настоящему слушал Nirvana, когда пришел на прослушивание в какую-то ужасную студию. Тогда я не знал о привычке Курта прыгать на барабанные установки. Когда он сделал это впервые, я подумал, что это должно быть очень больно. Это то же самое, что прыгнуть в кучу металлических трубок. Однажды Курт признался, что всегда хотел быть каскадером. Он совершенно не боялся боли.

Как часто он это делал?
Время от времени. Думаю, он это затевал, чтобы раздобыть порцию допинга - вызвать скорую и потребовать у врачей сильное обезболивающее (смеется). Мне говорили, что Курт прыгал на установку, когда был недоволен барабанщиком. Иногда эта его привычка казалась мне забавной, иногда раздражала.

И с каким выражением лица Кобейн прыгал на установку?
Не знаю. Не смотрел на него. Когда он собирался прыгать, я старался отскочить в сторону.

В своем интервью Rolling Stone в 1994 году Курт говорил о том, что вам не хватало уверенности в себе. Вы же были популярным персонажем в школе, играли во многих группах. Неужели Nirvana или Кобейн сделали вас другим человеком?
Я - пятый или шестой по счету барабанщик в Nirvana. He знаю, был ли у них когда-нибудь ударник, который их абсолютно устраивал. Мы не очень дружили, и кроме музыки нас ничего не связывало. Крис (Новоселич) и Курт знали друг друга всю жизнь. Они пережили вместе много всего. Для того чтобы понять друг друга, им вообще не нужно разговаривать. Я никогда не мог до конца понять этого, поскольку был родом совершенно из другого места, и за те первые восемь месяцев, что я играл в группе, Nirvana добилась потрясающего успеха, чего никто не мог ожидать. Я никогда не рассказывал никому, но иногда Курт был очень недоволен моей игрой на ударных. Помню, он часто ворчал насчет того, как хреново я стучу, но избегал обсуждать это со мной напрямую. Если я начинал задавать ему вопросы: "Какие-нибудь проблемы? Если ты хочешь, чтобы я ушел, просто скажи", он отвечал: "Нет, нет". Это происходило, когда уже был записан "In Utero". Думаю, именно тогда Курту стало не нравиться то, что происходило в группе. Кобейн был непростым человеком. Он мог быть веселым, скромным, общительным, милым, а мог - чертовски злым. Иногда он вызывал у меня ужас. Я считал себя вполне приличным барабанщиком, но не знал, достаточно ли я хорош для Nirvana. Я не могу вспомнить ни одного концерта, после которого мы бы ушли со сцены и сказали друг другу: "Это было здорово!" Ни одного! Лишь дважды я слышал некое подобие одобрения со стороны Курта. Первый раз это случилось, когда я только присоединился к ним в 1990 году. Мы напились на какой-то вечеринке в Англии. Кобейн подошел ко мне и сказал: "Я так рад, что ты с нами. Ты такой практичный!" Я не знал, что на это ответить. Второй раз это произошло в конце 1993 года или в начале 1994-го. Я пришел домой и стал проверять автоответчик. Было сообщение от Курта: "Знаешь, я сидел и слушал "In Utero". Ты играешь великолепно. Просто великолепно!" Мне было приятно. Целых два раза за четыре года похвалил. (Смеется.)


Каким был последний год в Nirvana?
Никто не мог предположить, что 1994-й будет последним. В этом году случилось много дерьма, хотя вне группы все было очень хорошо, но как только я приходил на репетицию, все катилось к черту. С появлением в Nirvana приглашенного гитариста Пэта Смира многое изменилось. Мы снова превратились в детей. Пэт - классный парень, он быстро сблизился с Куртом.

Как раз в то время был записан акустический альбом "МТV Unplugged". Вы были великолепны. Долго готовились?
Мы просмотрели много акустических концертов серии "Unplugged", и по большей части они нам не понравились. Группы воспринимали свои выступления как рок-шоу и начинали играть хиты, будто они выступают в Мэдисон Сквер Гарден. Мы хотели сделать что-то другое. Например - пригласить группу Meat Puppets или разучить песню Боуи и композицию Лидбелли "Where Did You Sleep Last Night?", которую в свое время записал Марк Ланеган на альбоме "The Winding Sheet". Кстати, этот диск я считаю лучшим альбомом всех времен. На протяжении шести месяцев я начинал и заканчивал им каждый свой день. Ланеган сильно повлиял на настроение "Unplugged". Странно, но, несмотря на ту революцию, которую совершил в современной музыке "Nevermind", лучшим альбомом считается все-таки "MTV Unplugged" ... Многие так думают, но не я. Группа существовала до того, как я к ней присоединился. Сорок два месяца, проведенные с Nirvana, пронеслись как ураган. Воспоминания о том времени сильно перемешались в моей голове. Многое забыто. Когда я думаю о Nirvana, я думаю о диске "Bleach". До того как меня пригласили в группу, я постоянно слушал этот диск. Я считал, что Nirvana были по-настоящему великими до того, как я к ним присоединился. Я все испортил. Не знаю, спрашивал ли вас кто-нибудь об этом.

Где вы были, когда узнали о смерти Курта?
Дело в том, что кто-то сообщил мне, что Курт умер, еще до того, как он действительно умер. Мне позвонили в пять или шесть часов утра и сказали, что он скончался от передозировки в Риме. Но у него случались передозировки и раньше. Я не мог найти себе места. Через 20 минут был второй звонок: "Вообще-то он не умер. Он пришел в себя". Наверное, это был самый счастливый момент в моей жизни. Когда Курт вернулся домой, мы говорили с ним по телефону, стараясь избегать разговоров о том, что случилось. Мы обсуждали идею покупки мопедов или что-то такое, и я сказал: "Ты очень сильно меня напугал". Курт ответил: "Я знаю. Мне очень жаль. Я не хотел. Все произошло случайно". Кобейн перед смертью был очень странным, но я даже не мог себе представить, что он покончит с собой.

До выхода "In Your Honor" вы вроде бы работали над сольным альбомом и прописывали ударные Nine Inch Nails. Летом 2002 года вы вообще гастролировали с Queens Of The Stone Age. Как это повлияло на Foo Fighters?
Мы все чувствовали необходимость поработать вне группы, с другими музыкантами. Играть с Nine Inch Nails - честь для любого музыканта. Когда я играл на ударных с QOTSA, мы вообще не говорили о музыке, мы делали ее. Это было похоже на отличный секс с самой аппетитной порнозвездой - событие, которое запомнится на всю жизнь.

Вы не думали о том, что относитесь к своим парням так, как хотели бы, чтобы к вам относились в Nirvana?
Что-то вроде того. В нашей группе очень здоровая атмосфера из-за того, что каждому от души "досталось" в предыдущих проектах. Когда Тейлор Хоукинс загремел в больницу с передозировкой, я не отходил от его кровати 12 дней. Дело не в том, что я боялся потерять участника группы. Я боялся потерять друга.

То есть вы никогда не ссоритесь?
Бывает всякое. Когда хочешь достичь совершенства в работе, частенько становится жарко. Хоть это не всегда просто, нужно стараться удерживать себя от скандалов. Сплетни о том, что конфликт среди участников Metallica оказал положительное влияние на диск "Some Kind Of Monster", - полная чушь. Также не думаю, что братья Галлахеры из Oasis ненавидят друг друга. Они пишут хорошую музыку, потому что любят друг друга.

Сразу после свадьбы вы отправились прямиком в подвал - сочинять песни для "In Your Honor". Наверное, супруга была не в восторге, так?
Я думаю, ей грех жаловаться (смеется). Я не курю дома, для этого у меня есть подвал. Там стоит табурет, рядом с ним - магнитофон, плетеная корзина с дисками и огромная, сантиметров семь в высоту, куча окурков. Я часто сижу, слушаю диски и курю. Именно там я открыл для себя группы The Futureheads, High On Fire и Kings Of Leon.

Отказ от курения в доме - ваша единственная уступка жене?
Иногда я приглашаю ее в какой-нибудь ресторанчик или просто устраиваю дома ужин при свечах, зову близких мне людей. Все наши родственники живут в радиусе десяти километров от нас. Мы - до отвращения домашняя парочка.

Я видел, вы пьете виски и настойку Jagermeister. Они по-разному действуют на вас?
Да. От виски у меня понос (смеется). Jager нельзя пить маленькими глотками. Это напиток для настоящих мужиков: одна рюмка и ты уже навеселе. У Foo Fighters есть обычай. Перед концертом мы делаем по глотку виски каждый. Никаких объятий, пожеланий удачи и прочего дерьма. Просто небольшой глоток виски Crown Royal. Ты когда-нибудь пробовал Brennivin? Это исландский шнапс - напоминает водку с тмином. От него возникает чувство эйфории, как от "кислоты", пробивает на смех. Я бы хотел быть дистрибьютором Brennivin в Штатах.

И каким бы был рекламный ролик напитка?
Псевдолюбительское видео. Волосатый металлист в узких черных джинсах и кожаной куртке идет по улице, поднимает пустую консервную банку и кидает ее в чьи то окно. Звучит рекламный слоган: "Brennivin! Найди в себе викинга!"

Диск "In Your Honor" занял лишь второе место в чартах. Вас обогнали Coldplay. Хотите что-нибудь сказать Крису Мартину?
(Смеется.) Хочу сказать ему, чтобы он оставался на первом месте. У меня уже было несколько дисков, которые были на вершине. Тем не менее Foo Fighters никогда раньше не удавалось продать такое количество копий за одну неделю. А сейчас получилось. Есть повод для гордости. Чертовски здорово, когда тебе дают "Грэмми" за альбом, который был записан с друзьями в подвале под пиво. Вы приходите на церемонию и видите бриллианты, деньги, лимузины, всех этих гребаных звезд, и уходите с наградой "Лучший рок-альбом". Я никогда не думал, что моя группа станет лучшей в мире, но это очень приятно. Я чувствую себя отцом, который с гордостью наблюдает, как растет его ребенок.